Теперь иски к госорганам будут рассматривать специальные суды. Они заработают по всему Казахстану уже с 1 июля.
С этого дня начинает действовать новый Административный процедурно-процессуальный кодекс.
В судебных спорах истцу не придется доказывать вину госоргана, это бремя ляжет на плечи ответчика. Таким образом, новый Кодекс должен стать эффективным механизмом защиты прав граждан при рассмотрении споров с органами власти.
Жительница столицы уже несколько лет пытается доказать суду, что в их жилищном строительном кооперативе незаконно вписали новых учредителей. Кто эти люди и почему они вдруг появились, непонятно. Но еще больше женщину интересует, на каком основании Управление юстиции вписали этих незнакомых якобы собственников квартир в учредители ЖСК. Доказать неправомерность госоргана у Жанар Рымкеш так и не получилось.
Жанар Рымкеш, жительница г. Нур-Султана:
— Мы уже теоретически понимали, что это будет уже провальный суд, где мы получим отказ, поскольку в нашей стране, в нашей судебной системе сложилась такая практика, когда госорган, если он является стороной судебного процесса, априори всегда прав. Вне зависимости от фактов, причин, доводов, доказательств, госорган всегда прав. И мы, в принципе, зная эту теорему, обратились в суд, и мы поучили ожидаемый отказ. Вот и все. Таких, как Жанар, по стране тысячи. Судиться против госорганов тяжело и порой несправедливо, потому что нужно доказать, госорган неправ, а такие знания, да и возможности, у истца не всегда есть. Вот и получается, что на сегодня в 85% споров чиновник всегда выигрывает.
Уравнять их в правах поможет административная юстиция, которая начнет работать в стране уже с 1 июля. Тогда заработает принцип презумпции виновности госоргана.
Аслан Тукиев, судья Верховного суда РК:
— Это значит, что судья теперь не будет просто костный, инертный, не будет просто сидеть и созерцать, как сейчас он это делает. Поэтому административная юстиция приписывает судье быть активным, то есть по сути судья вместо истца допытывается до правды. И ответчик уже обязан доказать не истцу, а судье, что его решение было правильное.
Естественно, доказать это намного тяжелее, чем если бы сейчас должен был доказать, что госорган неправ. В Верховном суде признаются, реформа заработает, когда поменяем парадигму в головах самих судей, поэтому всех желающих работать в административном суде служителей Фемиды обучали и переобучали за рубежом. Лучшие будут выбраны по итогам конкурсного отбора. Надеется пройти его и городской судья Айбек Амангельдин.
Айбек Амангельдин, судья:
— Когда есть определенный спор, он будет разрешаться определенным образом, то есть конкретные инструменты будут, положенные права, обязанности, именно учитывая эту специфику. А сейчас же у на все общее идет, то есть общее регулирование. Как раз-таки новый Кодекс в этом плане более детально проработан. Он учитывает определённый вид иска и по нему определённое бремя доказывания. Болевой синдром неизбежен, считают судьи-эксперты и, в первую очередь, его почувствуют госорганы. Но со временем это стабилизирует и существенно повысит качество их работы, считают служители Фемиды. Авторы: Динара Жанбатырова, Гульнара Амренова, Аманжол Байгазин.
Источник: www.khabar.kz